1. Паспорт
Наименование Программы |
Комплексно-целевая программа по профессиональной ориентации обучающихся |
Разработчик Программы |
Директор Ланевич Вера Антоновна Заместитель директора Фунт Анна Олеговна |
Цели и задачи Программы |
Цели: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда. Задачи: Провести анализ существующей практики профориентационной работы в учреждении, обеспечивающей процесс формирования профессиональной направленности учащихся. Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех возрастных этапах. Активизировать ресурсный потенциал учреждения для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся. Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в учреждении с учетом быстро меняющегося рынка труда. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: 1. 100% распределение выпускников школы и выпускников из «группы риска». 2. Выпускник сможет: ·устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации; ·работать с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута; ·проектировать и составить собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут). |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
В настоящее время ситуация на рынке труда Минской области такова, что молодежь находится в наиболее сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. Статистические данные за последние два года говорят о том, что каждый четвертый безработный – это молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет, а каждый второй безработный молодой человек – выпускник образовательного учреждения профессионального образования.
С каждым годом увеличивается количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, не нашедших работу и признанных в установленном порядке безработными.
Поэтому профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач учреждения и одним из ключевых результатов освоения образовательной программы, обеспечивающим сформированность у школьника:
1. представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
2. универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
3. общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;
4. способности осуществить осознанный выбор выпускником будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.
Основные возрастные этапы:
Классы |
Цели профориентации |
Задачи профориентации |
Ведущие элементы |
1-4 классы |
расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда. |
1. Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых). 2. Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. 3. Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры. 4. Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами. 5. Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями. |
профпросвещение |
5-7 классы |
содействие профессиональному самопознанию учащихся классов: исследование индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и возможностей (в соответствии с возрастными особенностями), подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старших классах. |
1. Организация групповых и индивидуальных профконсультаций, психологического диагностирования по оказанию помощи учащимся в исследовании индивидуальных склонностей, интересов, способностей, возможностей. Развитие у учащихся знаний и практических умений по целеполаганию, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку. 2. Организация информационно-справочной помощи учащимся 5-7 классов, позволяющей расширить представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессией. 3. Предоставление информации о возможностях и перспективах профильного обучения и получения профессионального образования в будущем. |
профпросвещение |
8-9классы |
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в старшей школе, пути получения дальнейшего образования и обоснованному выбору профессии; оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе. |
1. Помощь учащимся в определении своего места в мире профессий, в оценке своих предпрофессиональных способностей и поиске личностного смысла в выборе профиля обучения. 2. Обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений о выборе индивидуальной траектории образовательного и профессионального маршрутов, умениям выявлять последствия ошибок в выборе профессии. 3. Информирование о рынке образовательных услуг района, города. 4. Формирование у школьников готовности к «академической мобильности» (готовности к смене образовательного учреждения). 5. Содействие приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения. 6. Содействие в выработке навыка самопрезентации как залога успешной трудовой деятельности. |
Развивающая профдиагностика, профпробы, профконсультации, профподбор |
10-11 классы |
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования; оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности. |
1. Формирование способности к анализу рынка труда, востребованности и перспектив профессионального через усвоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессиональная карьера, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и т. п.); обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений по вопросам профессионального самоопределения: построение индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбор профессии и учебного заведения, трудоустройство, смена профессии и места работы и т.п. 2. Расширение способностей старшеклассников к выработке различных вариантов профессиональных, образовательных планов (в том числе, многоступенчатых и альтернативных). 3. Активизация личностных ресурсов для достижения поставленных целей; формирование готовности к профессиональной мобильности в будущем. |
Профподбор, профвоспитание, профадаптация |
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:
Информационно-справочное
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения
встречи школьников со специалистами по различным профессиям
познавательные и просветительские лекции
профориентационные уроки со школьниками как система занятий
учебные фильмы и видеофильмы
использование средств массовой информации
различные "ярмарки профессий" и их модификации
Психодиагностическое
опросники профессиональной мотивации
опросники профессиональных способностей
"личностные" опросники
методы наблюдения
Морально-эмоциональная поддержка
тренинги общения
построение индивидуального маршрута
профориентационные игры
сюжетно-ролевые игры
деловые игры
профессиональные пробы
2. Этапы и механизм реализации программы.
Программа реализуется в три этапа, которые частично пересекаются друг с другом и реализуются не строго последовательно, а по мере появления индивидуальных показаний в отношении каждого учащегося осуществляется плавный переход от доминирования видов и форм деятельности, специфичных одному этапу к постепенному доминированию видов и форм деятельности, специфичных следующему этапу.
1 этап (2017-18гг) – овладение универсальными компетентностями, способствующих успешной профориентация.
2 этап (2018-19гг) – этап «безопасной» пробы различных профессиональных ориентаций.
3 этап (2019-21гг) – проектирование и реализации индивидуальных образовательных программ в соответствии с выбранной профессиональной направленностью.
3. Цели и задачи программы.
Цели:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
Задачи:
- Провести анализ существующей практики профориентационной работы в учреждении, обеспечивающей процесс формирования профессиональной направленности учащихся.
- Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех возрастных этапах.
- Активизировать ресурсный потенциал школы для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.
- Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в школе с учетом быстро меняющегося рынка труда.
4. Основные направления программы.
1.Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
2. Методическая работа с педкадрами.
3. Работа с учащимися.
4. Совместная работа школы, центра занятости населения, предприятий поселка.
5. Организация работы с родителями учащихся.
6. Мониторинг качества профориентационной работы.
5. Формы координирующих действий программы.
1. Повышение психолого–педагогической грамотности специалистов, ответственных за профориентационную работу (через лекции, семинары, тренинги, индивидуальные консультации).
2. Активная массовая пропаганда (через встречи, уроки, тренинги, лекции, СМИ).
3. Методическое обеспечение всех объектов координации (материалы социологических исследований, методические рекомендации, брошюры и т. д.).
4. Оказание непосредственной профориентационной и психолого–педагогической помощи молодежи в выборе профессии.
5. Проведение социологических исследований
6. Основные направления реализации программы.
6. 1. Подпрограмма «Профориентация в начальной школе».
1-4 классы
Основные направления профориентационной деятельности в начальной школе.
Цель: расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Задачи:
1. Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых).
2. Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
3. Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
4. Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами.
5. Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
6. 2. Подпрограмма «Профориентация в среднем звене».
5 – 7 классы
Основные направления профориентационной деятельности в среднем звене.
Цель: содействие профессиональному самопознанию учащихся 5 – 7 классов: исследование индивидуальных особенностей, склонностей, интересов и возможностей (в соответствии с возрастными особенностями), подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старших классах.
Задачи:
1. Организация групповых и индивидуальных профконсультаций, психологического диагностирования по оказанию помощи учащимся в исследовании индивидуальных склонностей, интересов, способностей, возможностей. Развитие у учащихся знаний и практических умений по целеполаганию, умению соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку.
2. Организация информационно-справочной помощи учащимся 5-7 классов, позволяющей расширить представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессией.
3. Предоставление информации о возможностях и перспективах профильного обучения и получения профессионального образования в будущем.
6. 3. Подпрограмма «Профориентационная работа на этапе предпрофильной подготовки».
8-9 классы
Основные направления профориентационной деятельности на этапе предпрофильной подготовки.
Требования к школе, основные цели профориентационной работы на этапе предпрофильной подготовки:
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профиля обучения в старшей школе, пути получения дальнейшего образования и обоснованному выбору профессии;
оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе.
Задачи:
1. Помощь учащимся в определении своего места в мире профессий, в оценке своих предпрофессиональных способностей и поиске личностного смысла в выборе профиля обучения.
2. Обучение школьников способам и приемам принятия адекватных решений о выборе индивидуальной траектории образовательного и профессионального маршрутов, умениям выявлять последствия ошибок в выборе профессии.
3. Информирование о рынке образовательных услуг района, города.
4. Формирование у школьников готовности к «академической мобильности» (готовности к смене образовательного учреждения).
5. Содействие приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
6. Содействие в выработке навыка самопрезентации как залога успешной трудовой деятельности.
6.4. Подпрограмма «Профориентационная работа на этапе профильного обучения».
10 – 11 классы
Основные направления профориентационной деятельности на этапе профильной подготовки
Требования к школе основные цели профориентационной работы на этапе профильного обучения:
формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;
оказание учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.
6.5. Подпрограмма «Профессиональное самоопределение одаренных подростков».
Цели профориентационной работы с одарёнными детьми:
формирование готовности одарённых учащихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования;
оказание одарённым учащимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.
Задачи:
5 - 7 классы
1. Профинформирование (формирование самых общих представлений о мире профессий).
2. Профильное тестирование (определение предпочтительного профиля обучения).
3. Начальное профконсультирование. Знание себя и общее понимание профессионально важных качеств (ПВК).
Результатом этой работы должно быть формирование самых общих представлений о целях и способах профессионального самоопределения. Уже на начальном этапе у школьников должны быть заложены основные представления о профессиональном самоопределении как длительного, иногда на всю жизнь, процесса (пути), а не просто ситуации одноразового выбора (10 - 18 часов в течение учебного года).
8 – 10 классы
1. Профинформирование (подробное) - анализ существующих представлений о мире профессий вообще и конкретных профессиях, систематизация существующих представлений, их корректировка, дополнение, формирование реального виденья профессионального мира, рынка труда и т.д.).
2. Активизация процесса профессионального самоопределения (игровые и дискуссионные методы, стимулирующие осмысление и проработку проблемы выбора будущей профессии и карьеры, использование элементов коучинга).
3. Профдиагностика. Диагностика профессиональных представлений, типа способностей ( уровень способностей определять ТОЛЬКО в индивидуальном порядке).
4. Профконсультирование. Консультирование по вопросам выбора профессионального пути, построения профессиональной карьеры, обсуждение результатов профдиагностики. Может осуществляться индивидуально и/или в группе.
5. Развитие профессионально важных качеств (ПВК) (формирование как общих профессионально важных качеств, таких, например, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и др., в зависимости от конкретной профессиональной направленности).
На этом этапе старшеклассник должен уже хорошо понимать свои интеллектуальные и личностные приоритеты (интересы, склонности), основные требования профессии к человеку и, в той или ной степени, понимать то, как и в чем он соответствует этим требованиям, а в чем еще нет. Очень важно на этом этапе привлекать и родителей. Их участие может быть различным – от рассказа о собственной профессии до организации экскурсии на место профессиональной деятельности (12 - 24 часов в течение года).
11-й класс
1. Индивидуальное консультирование по конкретному запросу (профконсультирование, коучинг).
2. Индивидуальная профдиагностика (направленная диагностика по согласованию со школьником).
3. Индивидуальное профинформирование (по запросу школьника).
На этом этапе профориентационная работа проводится индивидуально, при этом крайне важно постепенно подвести ученика к законченному решению относительно выбора высшего учебного заведения (6-8 часов).
7. Ожидаемые результаты.
1. Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
2. Сформированные рефлексивные действия:
- способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
- способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
- способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
3. Выпускник школы сможет:
- проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
- устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
- работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
- совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
- выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.
8. Примерное содержание планирования профориентационной работы по классам
Начальная школа (1-4 классы)
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей |
Беседы о труде людей, о профессиях родителей, истории вещей, которые окружают детей и др. Уроки трудового обучения Распределение общественных поручений |
Классный руководитель |
Знакомство с профессиями родителей, знакомых |
Конкурсы на лучший рисунок о труде, песен о труде; Рассказы о профессиях родителей, родственников, знакомых; Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку, почту, магазин и др.; Профориентационные игры |
Классный руководитель, |
Родители |
Родительские собрания Темы: «Воспитание трудовых навыков в семье», «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Развитие интересов и склонностей детей младшего школьного возраста» |
Классный руководитель, |
Учителя |
Семинар для учителей начальных классов: «Активизирующие методы профориентационой работы в начальной школе. Ознакомительные игры» |
заместитель директора |
5 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личности учащихся |
Первичная диагностика профинтересов, общих способностей, школьной адаптации. Ведение тетради профессий Беседы, наблюдения |
Классный руководитель |
Формирование положительного отношения к труду |
Экскурсии на предприятия; Занятия в кружках, спортивных секциях; Профориентационные игры |
Классный руководитель, руководители кружков |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Психологические особенности подросткового возраста и профессиональное самоопределение» |
Классный руководитель, психолог |
Учителя |
Семинары Темы: «Ведение карты-характеристики»; «Активизирующие методы профориентации» |
заместитель директора |
6 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личностного развития учащихся |
Психодиагностика. Изучение личностных особенностей. Ведение тетради профессий. Беседы с учащимися, родителями |
Классный руководитель, психолог |
Формирование интереса к миру профессий, ценностных ориентаций |
Экскурсии, классные часы «Кем я хочу стать»; Оформление альбома «Люди различных профессий»; Игра «Путешествие по профессиям». Занятия по интересам: Профориентационные игры. |
Классный руководитель, библиотекарь, руководители кружков |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Развитие интересов и склонностей у подростков». Индивидуальное консультирование. |
Классный руководитель, психолог |
Учителя |
Семинары Темы: «Мотивы, ценностные ориентации, их роль в профессиональном самоопределении» «Изучение личности в целях профориентации. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности». |
заместитель директора |
7 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личностного развития учащихся |
Изучение учебных и профессиональных интересов и склонностей. Ведение тетради профессий |
Классный руководитель Психолог |
Коррекция личности |
Групповая и индивидуальная коррекционная работа |
Психолог |
Расширение знаний о мире профессий, формирование мотива профессионального выбора |
Экскурсии, беседы, встречи с представителями профессий, сочинения о выборе профессии, профориентационные игры, КВН «Защита профессий» |
Классный руководитель, библиотекарь |
Развитие трудовых навыков, профессиональных интересов |
Занятия в кружках, секциях, факультативах Участие в «Декаде профессий» |
руководители кружков |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Профессиональные намерения учащихся и здоровье школьников» Индивидуальное консультирование |
Классный руководитель, врач, психолог |
Учителя |
Семинары Темы: «Формирование профессионального самоопределения учащихся» «Организация и проведение профориентационных игр» |
заместитель директора |
8 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личностного развития учащихся |
Ведение тетради профессий; профессиональная диагностика по подбору предпрофильных (элективных) курсов. |
Классный руководитель, психолог |
Коррекция личности |
Групповая и индивидуальная коррекционная работа. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций |
Психолог |
Формирование у школьников профессиональных интересов, подведение к осознанию своих профессионально важных личностных качеств |
Беседы, классные часы «Что такое рынок труда?», «Что нужно знать при выборе профессии», «Правила выбора: «Хочу-могу-надо»; Практическое занятие «Мои интересы и склонности»; Занятия в кружках, секциях, факультативах; |
Классный руководитель, заместитель директора |
Расширение знаний о мире профессий и возможностях профессионального выбора |
Экскурсии на производственные участки, в учебные заведения поселка; Читательская конференция |
Классный руководитель, библиотекарь |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Совместная работа школы и семьи по профориентации школьников»; Психолого-педагогический консилиум |
Классный руководитель, библиотекарь, психолог |
Учителя |
Семинар - практикум «Возможности коррекционной работы для ориентации старшеклассников в мире труда и профессий»; Семинар «Особенности формирования профильных классов» |
заместитель директора |
9 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Формирование у учащихся способности к обоснованному выбору профессиональной карьеры, подготовка школьников к профессиональному самоопределению, построение профессиональных планов |
Групповая профконсультация, анкетирование учащихся; Занятия в группах профессионального самоопределения «Моя карьера»; Индивидуальное консультирование; Реализация элективных курсов, в т ч «Самоопределение»; |
Классный руководитель, , заместитель директора |
Коррекция профессиональных планов |
Индивидуальное консультирование |
классный руководитель |
Изучение и коррекция способностей личности |
Ведение тетрадей профессий; Диагностика способностей; Анализ успешности освоения учащимися школьной программы.; Коррекционная работа; Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций |
Классный руководитель, заместитель директора психолог, библиотекарь |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Специальные способности как одно из условий выбора профессии»; Совместное собрание родителей и учащихся: «Правила приема в профессиональные учебные заведения в крае, условия трудоустройства» |
Классный руководитель, заместитель директора |
Учителя |
Семинары Темы: «Порядок проведения первичной групповой профконсультации»; «Формы и методы профориентационной работы в старших классах. Обмен опытом» |
заместитель директора |
10 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии |
Ведение тетради профессий учащегося; Беседы: «Твои профессиональные планы», «Здоровье и будущая профессия», «Что надо знать об условиях и возможностях получения профессии и трудоустройства»; Индивидуальные консультации; Уточнение личной профессиональной траектории |
Классный руководитель, психолог, врач, заместитель директора |
Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения, мире профессий |
Работа в малых группах; Экскурсии в учебные заведения («День открытых дверей») |
Классный руководитель |
Углубление и закрепление интересов к отдельным видам профессиональной деятельности |
Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах; |
Учителя |
Коррекция профессиональных планов |
Индивидуальное консультирование |
Психолог, |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте»; Психолого-педагогический консилиум; Индивидуальное консультирование |
Классный руководитель, психолог, заместитель директора |
Учителя |
Семинар Тема: «Формирование профессиональной карьеры: проблемы и их разрешение» |
заместитель директора |
11 классы
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий |
Формы работы |
Ответственные |
Учащиеся Формирование индивидуальной профессиональной траектории |
Ведение тетради профессий. Беседы: «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края», «Условия трудоустройства». Медицинские профконсультации; Групповая профконсультация, анкетирование учащихся. Работа в малых группах. Экскурсии в учебные заведения; Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, в факультативах. Изучение профессиональных планов. |
Классный руководитель, психолог, врач, заместитель директора , учителя |
Коррекция профессиональных планов |
Индивидуальное консультирование |
заместитель директора |
Родители |
Родительское собрание Тема: «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»; |
Классный руководитель, |
Учителя |
Конференция: «Опыт работы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся». |
заместитель директора |